Происходящие события - не рецессия и не кризис. Это полное перестроение глобальной экономической системы и глобального рынка через его коллапс. Происходящее более адекватно описывается математической теорией катастроф. Число локальных бифуркаций и турбулентностей будет нарастать.
США потребляют 40% мирового ВВП, а производят 20%. Ликвидировать эту диспропорцию без кардинального, в разы, снижения уровня потребления невозможно. Снизить уровень потребления не даёт устройство американской экономической и политической системы. Она «заточена» под непрерывный рост потребления. Необеспеченность доллара будет только нарастать. Рынок будет отказываться от него, как от глобального платёжного средства. Мировую финансовую систему будет штормить.
Попытки Правительств восстановить ликвидность только государственным субсидированием банков и снижением процентных ставок центральными банками ни к чему, ни у кого не приведут.
Пока мир не сдует, в огне глобального кризиса, финансовый долларовый пузырь кризис будет только развиваться, потому что запасы золота в мире сегодня меньше денежной долларовой массы (не обеспеченной реальными активами), которую эмитировали США.
Независимо от того, кто станет Президентом США, у элит Америки нет иного, кроме войны, способа "объяснить" электорату, почему их жизнь должна ухудшиться на порядок и с далёкими перспективами на улучшение. На Америку должны «напасть», а она «ответить». Ждём повторения «11 сентября», но в квадрате.
Для государств, стремящихся сохранить свою суверенность, главным фактором становится отвязка от необеспеченного доллара, восстановление национальных финансовых систем через опору на внутренний рынок, а так же рост военного потенциала.
Только после стабилизации крупнейших национальных рынков начнёт восстанавливаться (на новых международных договорённостях) глобальное распределение труда и обеспечивающий его глобальный рынок. Финансовый мир вернётся к золотому эквиваленту в условиях будущей квадро - полярности: США, ЕС, Китай, РФ. Остальные страны будут искать выгод и безопасности между этими полюсами.
Глобальное нарастание дефицита всех видов ресурсов и их наличие в России расширяет её значение глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды в перевозках всё большее значение будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между «блоками» и неплохо на этом зарабатывать. Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики очень важны для России. Скоростные и дешёвые транспортные транзитные коридоры Север – Юг, Запад – Восток, Северный морской путь - геополитически очень выгодны для России и так же увеличивают её функцию срединной державы.
Глобальный экономический кризис делает необходимым для России немедленное применение мер по восстановлению внутреннего рынка. Для этого потребуются крупные государственные заказы и проекты, имеющие большой мультипликативный рычаг. Т.е. сейчас важнее те инфраструктурные проекты, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов. Именно такой процесс сейчас происходит в Германии (и не только), где государство «накачивает» экономику своими заказами на машиностроительную продукцию, а через неё и всю немецкую экономику.
Для наших условий инфраструктурные проекты могут набираться из космических программ, авиастроения, автомобилестроения, судостроения, строительства портов, строительства электростанций и сетей передачи электроэнергии, железнодорожного строительства, строительства дорог, строительства трубопроводных систем, строительства нефтегазодобывающих платформ и их инфраструктуры.
Абсолютное большинство этих программ и проектов базируется на продукции машиностроения, прежде всего тяжёлого. Скорейшая его модернизация становится системным фактором, определяющим, экономическое состояние России в ближайшем будущем. За всё, что не умеем делать сами, придётся платить золотом, поэтому всё машиностроение должно быть нацелено на замещение импорта.
Сложилась не только геостратегическая потребность, но и предпосылки для скорейшего воссоздания (на новом технологическом укладе и новейшей базе оборудования) всего российского машиностроения и его конкурентоспособности.