Полная версия  
18+
2 0
21 143 посетителя

Блог пользователя Юнисервис Капитал

Корпоративный блог USC

Новости компании. Аналитические обзоры фондового рынка. Информация для инвесторов.
19.04.2024, 05:58

С пользой для всех: как оценить эффективность маркет-мейкера

Начнем этот материал с жизненного сравнения: если вы когда-то наливали воду или кофе в стакан, отвлеклись на пение птиц и не заметили, как жидкость миновала края емкости, то лужа на столе вызовет у вас как минимум досаду. Хорошо, если успели отпить, но ведь иногда приходится и устранять последствия перед тем, как приступить к напитку.

Когда речь идет о биржевом стакане, ситуация с проливом бумаг тоже вызывает смешанные чувства, поэтому участники рынка обращаются к услугам маркет-мейкера. Можно многое рассказать про данную опцию, но, чем в большем количестве выпусков мы поддерживаем ликвидность бумаг, тем чаще у нас возникает вопрос: почему об этом инструменте так редко говорят и сами маркет-мейкеры, и инвесторы?

В этом материале — исправляем ситуацию и рассказываем, как оценить пользу маркет-мейкера, на конкретных кейсах из практики.

В каких форматах можно работать с маркет-мейкером

Прежде всего стоит прояснить, что договор на оказание услуг маркет-мейкера, как правило, заключается между тремя сторонами: эмитентом, биржей и непосредственно маркет-мейкером, в роли которого выступает профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В таком случае работу с маркет-мейкером эмитенты могут выстраивать в четырех форматах, заключая договоры на поддержание:

Как показал наш опыт, разумнее планировать услуги маркет-мейкера именно в обе стороны — на выставление заявок и на покупку, и на продажу, чтобы обеспечивать поддержание цен. О том, как именно маркет-мейкеру удается этого достичь — следующий параграф.

Как поддерживается цена бумаг

Чтобы выполнять обязательства перед эмитентом и минимизировать собственные риски, маркет-мейкеру в работе необходимо учитывать определенные параметры, в частности — волатильность бумаги и ее стоимость относительно рынка.

На первом этапе маркет-мейкер определяет равновесную цену (в основе расчетов — цена последних сделок и цена между лучшими заявками в стакане). Далее проходит оценка волатильности и выставляется объем заявок на продажу и покупку бумаг. К слову, именно волатильность влияет на спрэд между ценами (в нашем случае — от 0,6% до 2%). Максимальный спрэд фиксируется в трехстороннем договоре с биржей.

В зависимости от цен и текущих доходностей по выпускам с похожими параметрами маркет-мейкер оценивает справедливую стоимость бумаги и определяет, на каком уровне она должна стоять относительно равновесной цены. Например, если ожидается снижение цены, то заявка на продажу ставится ближе к равновесной цене, на покупку — дальше, со смещением вниз. При ожидании повышения цены наоборот: заявка на покупку ближе к равновесной цене, на продажу — дальше).

Все заявки по бумагам контролируются в течение торгового дня, то есть переставляются в зависимости от ситуации на рынке, размера позиции, ожиданий и т.д.

Как оценивается работа маркет-мейкера в рамках договора

Один из самых резонных вопросов — как оценивать работу маркет-мейкера и отслеживать выполнение обязательств контрагента перед эмитентом.

Ответ на него довольно убедительный: контроль работы маркет-мейкера по каждому виду услуг осуществляет биржа, которая каждый день проверяет, выполнены ли определенные условия или нет. Для каждого вида договора (их мы перечислили выше — поддержание спроса, предложения, цен, объема торгов) определены параметры, которые нужно соблюдать. Разберем самые распространенные.

Поддержание спроса и предложения. В рамках такого договора первый параметр, по которому биржа отслеживает выполнение условий — минимально допустимый суммарный объем заявок на покупку (или продажу, если речь идет о поддержании предложения), который должен находиться в стакане в течение установленного периода времени и по определенным ценам. Второй параметр — достаточный объем сделок за день.

Пример: маркет-мейкер должен стоять в стакане объемом минимум 200 бумаг в течение 345 минут каждый торговый день. Если биржа видит, что объем меньше 200 — таймер приостанавливается.

Поддержание цен. В случае, когда маркет-мейкер оказывает услуги в обе стороны — на покупку и продажу бумаг, биржа также выделяет два параметра для выполнения условий договора. Первый: минимально допустимый суммарный объем заявок на покупку и на продажу должен находиться в стакане в течение определенного интервала времени, но уже с определенным спрэдом между ними. Второй параметр, как и в предыдущем кейсе — достаточный объем сделок за день.

Пример: маркет-мейкер должен стоять в стакане объемом 200 на покупку и 200 на продажу так, чтобы разница цен между этими заявками была менее 2% в течение 345 минут каждый торговый день. Если объем любой из заявок меньше, или спрэд между ними больше — биржа приостанавливает таймер.

Таким образом, если соблюдается одно из двух условий, обязательства маркет-мейкера считаются исполненными в данный торговый день. По итогам месяца биржа подсчитывает, сколько дней из общего количества торговых дней маркетмейкер выполнил обязательства.

Важное примечание: маркет-мейкер выставляет только пассивные лимитные заявки, которые видны в стакане.

Как эмитенту эффективно построить работу с маркет-мейкером

Ликвидность облигаций — один из ключевых факторов, по которым инвестор оценивает возможность вложения в определенную бумагу. Как эмитенту определить эффективность работы маркет-мейкера с этой точки зрения?

Исходя из нашей практики и опыта инвестиционного сообщества, мы предлагаем ориентироваться на три ключевых параметра: объем заявок по рыночным ценам, время присутствия заявок и объем торгов.

Если говорить о первом параметре, то минимально допустимый объем заявок маркет-мейкера по каждому выпуску определяет биржа. Для бумаг третьего уровня листинга он чаще всего составляет 200 шт., но мы для комфорта клиента и инвесторов выставляем объем заявок с запасом — 400 шт.

В случае с временным периодом присутствия заявок в стакане, то, чем он больше, тем комфортнее для инвестора. Например, если маркет-мейкер предлагает объем 400 бумаг в течение 90% всего торгового времени, то по факту инвестор практически в любое время любого дня может совершить сделку таким объемом по рыночной цене.

Объем заявок и время присутствия, в свою очередь, напрямую влияют на объем торгов по бумаге. Поэтому помимо ключевых показателей, эмитенту также стоит ориентироваться на два более специализированных — доля маркет-мейкера в заявках и в сделках. Обратимся к инфографике, чтобы наглядно продемонстрировать этот тезис.

По графику видно, что доля заявок маркет-мейкера в общем объеме заявок по выпуску Ультра-БО-01 в среднем находилась в диапазоне от 40 до 80%. Таким образом, больше половины всего объема рынку предлагает именно маркет-мейкер.

Продолжая анализировать данные по выпуску Ультра-БО-01, можем также отметить, что маркет-мейкер «включается» именно в моменты, когда совершается большой объем сделок. Таким образом, инвесторы видят возможность совершить сделку большим объемом по интересным для них ценам.

Объемы сделок маркет-мейкера по выпускам облигаций, с которыми работает «Юнисервис Капитал»

На текущий момент «Юнисервис Капитал» поддерживает спрос по бумагам двух облигационных выпусков компании «Ультра» и одного выпуска эмитента «Сибстекло». Кроме того, заключен договор на поддержание цен облигаций компании «Чистая планета».

Если говорить о промежуточных результатах нашей компании, то с 3.01.2024 по 15.04.2024 суммарный объем сделок маркет-мейкера по облигациям превысил 14,5 млн рублей. Средний дневной объем сделок маркет-мейкера по облигациям в этом году составляет порядка 270 тыс. рублей. Также по данным компании, через маркет-мейкера проходит порядка 10-20% всех сделок по выпускам, по которым оказывается соответствующая услуга.

Помимо облигационных выпусков, компания «Юнисервис Капитал» поддерживает цены по акциям «Европейской Электротехники». В отличие от облигаций, биржа не допускает использование односторонних договоров по услугам маркет-мейкера в отношении акций и паев. Здесь процессы сложнее и динамичнее. Поэтому мы вернемся к этой теме в следующем материале.

Отредактировано 19.04.2024, 06:15
0 1
Теги: деловая активность, инвестиционная компания, маркет-мейкер, новости, Юнисервис Капитал

Последние записи в блоге

График купонных выплат на 2 и 3 мая
«СЕЛЛ-Сервис» осваивает страны Средней Азии и налаживает сотрудничество с новыми поставщиками
«Транс-Миссия» провела оптимизацию в рядах партнеров
По итогам 2023 г. ООО «АВТООТДЕЛ» достигло рекордного количества подключенных сайтов
«СМАК» отвечает новым вызовам рынка
СДЭК: выручка эмитента за 12 мес. 2023 года увеличилась на 36,4% к АППГ
«Юнисервис Капитал» представил доклад на Первом Дальневосточном форуме финансовых рынков
Купонные выплаты, ожидаемые с 22 по 27 апреля
«Сибстекло» вступит в программу промышленного туризма Новосибирской области
Кадровая политика сервиса «Грузовичкоф»

Последние комментарии в блоге

Лизинг на IPO: краткий обзор ЛК «Европлан» в преддверии первичного размещения акций (1)
«ГрузовичкоФ» выплатил 8-й купон по 2-му выпуску облигаций (1)
«САМАРАТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ». История продолжается (1)
"Дядя Дёнер" - лучший нестационарный торговый объект (1)
"Дядя Дёнер" выплатил первый купон (1)

Теги

Kuzina (161)
биржевые облигации (942)
ВДО (699)
выплата купона (524)
грузовичкоф (227)
деловая активность (341)
дядя дёнер (164)
инвесторам (683)
клиенты и рынки (427)
нафтатранс плюс (217)
НЗРМ (164)
облигации (389)
объем торгов (234)
производство (242)
пюдм (151)
Сибстекло (151)
средневзвешенная цена (390)
таксовичкоф (175)
Феррони (137)
Финансовые новости (184)