17.02.2003 13:58 |
Юникон: Потребительские расходы населения в 2002 г. выросли на 7% до 4.875 трлн руб |
Потребительские расходы населения в 2002 г. составили 4.875 трлн руб. (155.4 млрд долл.), увеличившись в реальном выражении по сравнению с аналогичным показателем 2001 года на 7%.
При этом доля денежных доходов, направляемых населением на покупку товаров и услуг, составила в 2002 году 72.8%, против 74.4% в 2001 году. Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО ЮниконРуф.
В 2002 году рост реальных располагаемых доходов (на 8.8%) привел к повышению уровня жизни населения. Доля населения со среднедушевыми денежными доходами свыше 4 тыс. руб. в 2002 году составила 34.2% от общей численности населения (23.2% в 2001 году). Соответственно, доля населения с доходами до 1 тыс. руб. снизилась с 12.4% в 2001 году до 7% в 2002 году. Это сказалось на переориентации потребительского спроса населения на приобретение товаров более высоких ценовых сегментов, в том числе импортного производства.
О качественных изменениях предпочтений населения свидетельствуют также опережающие темпы роста оборота торгующих организаций (магазины, торговые центры и т. п.) относительно продаж товаров на рынках. Так, в 2002 году по сравнению с 2001 годом оборот розничной торговли торгующих организаций увеличился на 9.9%, а продажа товаров на рынках - на 6.5%. В результате оборот торгующих организаций составил 2799.2 млрд. руб. (89.3 млрд. долл.), а рыночной торговли - 919.8 млрд. руб. (29.3 млрд. долл.).
В 2002 году рост потребительского спроса привел к увеличению физического объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. По данным Госкомстата России, в январе-ноябре 2002 года по сравнению с январем-ноябрем 2001 года физический объем импорта мяса свежего и мороженного (без мяса птицы) увеличился на 29.7%, рыбы свежей и мороженной - на 7.5%. Одновременно наблюдалось увеличение физического объема импорта непродовольственных товаров: одежды трикотажной и текстильной - на 73%, обуви кожаной - на 26.2%, мебели - на 23.7%.
В то же время не все отечественные производители смогли адекватно отреагировать на изменение спроса населения. Объем производства в швейной промышленности снизился в 2002 году на 11.1%, в кожевенной - увеличился только на 3% (общее падение в легкой промышленности составило 3.4%) по сравнению с 2001 годом. При общем росте производства в пищевой промышленности на 6.5%, в мясной и молочной промышленности прирост производства составил 10.5%, а в рыбной промышленности производство снизилось на 7.9%.