Полная версия  
18+

Законопроекты по электроэнергетике во II чтении могут не пройти

Госдума в пятницу, 14 февраля, рассмотрит во II чтении пакет законопроектов по электроэнергетике.

Фракция ОВР накануне, в четверг, приняла решение о внесении в пакет законопроектов по реформе электроэнергетики поправку о ликвидации региональных энергетических комиссий (РЭК).

Если эта поправка пройдет, проекты будут отправлены на доработку, поскольку положение о РЭКах является одним из основных моментов в предложенном проекте реформы энергетики. Если же не пройдет, то II чтение законопроектов может быть заблокировано, поскольку ОВР является костяком депутатов-центристов, представляющих большинство в Госдуме.

Кроме того, против законопроектов во II чтении, как и в I чтении, будет солидарно голосовать партия "Яблоко". Как считает "Яблоко", РАО ЕЭС, правительство и некоторые структуры будут продавливать законопроекты по электроэнергетики.

Как заявил в четверг лидер депутатской фракции "Яблоко" Григорий Явлинский, после его встречи с президентом Владимиром Путиным, поправки правительства в законопроекты по электроэнергетики свелись к тому, что самые опасные и спорные моменты реформы энергетики выведены из законопроектов в компетенцию правительства. В итоге правительство на основе своих постановлений будет принимать решения по спорным моментам реформы. Это создает предпосылки для "теневой" реформы энергетики и не просто сохранение энергомонополии, а создание частной энергомонополии. Цель тех людей и финансово-промышленных группировок, которые проводят это, - считает Г.Явлинский, - через владение энергомонополией добиться усиления своего влияния на власть и провести таким образом "приватизацию власти". Власть в стране приобретет четкую олигархическую структуру, при которой только владельцы крупного капитала и коррумпированные чиновники будут управлять государством.

"Яблоко" предлагало поправки, направленные на предотвращение создания частных естественных монополий в энергозамкнутых регионах России. Однако правительство переработало поправки таким образом, что их смысл потерян. Вместо термина "энергозамкнутые регионы" вводится понятие "ценовые зоны". При этом генерирующая компания может владеть не более 35% этой зоны (поправка о недопущении одновременного владения генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в пределах ценовой зоны оптового рынка). Но при этом в этих зонах ценообразование на энергию выведено в компетенцию чиновников на основе подзаконных актов, но уже с учетом владельцев энергомонополий в этих регионах (как например сейчас региональные энергетические комиссии). Правительство уже само прогнозирует рост энерготарифов в этих зонах в 2.5 раза, что на самом деле может оказаться значительно больше. Это создает прецедент бесконтрольного роста цен, как в ЖКХ, так и в энергетике и как следствие невозможности удерживать инфляцию.

Кроме того, в законопроектах, в отличие от реформы МПС в рамках которой принят закон об распоряжении имуществом, нет специального закона о распоряжении имуществом РАО "ЕЭС", что лишает ясности процедуру распределения собственности РАО ЕЭС. Нет обязательности процедур проведения конкурсов и аукционов по продаже госпакетов акций РАО и дочерних АО-энерго. В настоящее время уже по теневым схемам в частном владении находится до 51% энергокомпаний.

Нет ясности с переоценкой активов РАО ЕЭС. Сейчас стоимость активов РАО ЕЭС оценивается в 400 млрд долл. и по оценке правительства занижена в 30 раз.

В пакете законопроектов по-прежнему отсутствуют равные стартовые условия работы на рынке для АЭС, ТЭС, ГЭС, себестоимость энергии которых между собой различается в разы, даже без учета их изношенности. Необходимо для равных стартовых возможностей энергостанций вводить поправки в налоговое законодательство.

Кроме того, как считает депутатская фракция "Яблоко", в пакете законопроектов отсутствует ясность по реформированию региональных (межрегиональных) сетевых компаний, также, как и в определение специфики деятельности гарантирующих поставщиков.

Кроме того, пакет законопроектов предусматривает раздельное существование Федеральной сетевой компании и Сетевого оператора, что противоречит директиве Европейского Союза. В странах ЕС эти структуры объединены. Кроме того, законопроекты предполагают их передачу в частные руки, что недопустимо.

Администратор торговой системы (АТС, энергетическая биржа) создается в форме некоммерческого партнерства. Т.е. узкая группа учредителей АТС получает возможность манипулировать рынком. "Яблоко" предлагает формировать его в форме открытого акционерного общества, поскольку форма некоммерческого партнерства позволяет закрепить управление биржи в будущем за узким кругом лиц, аффилированных в настоящее время с руководством РАО "ЕЭС России".

Кроме того, как считает "Яблоко", исключение из законопроектов даты начала реформ делает ее неопределенной и оставляет правительству возможность вообще не проводить никаких реформ. Также необходимо синхронизация реформ энергетики и ЖКХ.

Тем не менее, премьер-министр Михаил Касьянов, взявший на себя ответственность за проведение реформы энергетики и ЖКХ, заявил, что реформа не будет проводиться в ущерб и за счет граждан России.

Другие новости

13.02.2003
15:18
Балансовая прибыль "Ашинского метзавода" в 2002 г. снизилась на 25% до около 297 млн руб
13.02.2003
15:12
Правительство Литвы продлило для "Газпрома" до 28 февраля срок подачи предложения по приватизации 34% акций литовской газовой компании Lietuvos Dujos
13.02.2003
15:06
Правительство утвердило состав кандидатов в качестве представителей РФ в советы директоров и ревизионные комиссии "Московский вертолетный завод им. Миля", "Туполев", "Авиадвигатель", "Ильюшин Финанс"
13.02.2003
15:06
Госкомстат РФ: Величина прожиточного минимума в целом по РФ в IV квартале возросла в среднем на 4% до 1893 руб
13.02.2003
15:05
Законопроекты по электроэнергетике во II чтении могут не пройти
13.02.2003
14:54
Совет директоров ОАО "АК "Транснефтепродукт" утвердил положения о порядке проведения конкурса по отбору аудитора и конкурсной комиссии
13.02.2003
14:44
Британская нефтяная компания BP конвертировала облигации на сумму 420 млн долл. в 8.4 млн акций "ЛУКОЙЛа"
13.02.2003
14:34
О.Вьюгин: Объем золотовалютных резервов к концу 2003 г. может составить 55 млрд долл.
13.02.2003
14:29
ОАО "Северо-Западное пароходство" в 2002 г. увеличило объем переработки грузов на 26% до 11.48 млн т
Комментарии отключены.