07.03.2002 17:23 |
S&P присвоило Ханты-Мансийскому автономному округу кредитный рейтинг "B+" и рейтинг "ruAA" по национальной шкале |
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило кредитный рейтинг в иностранной валюте "В+" (Би плюс) с прогнозом "Стабильный" ("B+/Стабильный/B") Ханты-Мансийскому автономному округу (ХМАО). Об этом сообщило агентство.
Одновременно с этим Standard & Poor's присвоило ХМАО рейтинг "ruAA" по российской шкале кредитного рейтинга.
Согласно сообщению S&P, на территории Ханты-Мансийского АО производится 56% российской нефти, что делает этот регион одним из наиболее сильных в России в финансовом отношении, но также и сильно зависимым от постоянно меняющихся цен на нефть.
Доходы бюджета округа в расчете на одного жителя - одни из самых высоких в России. В то же время финансовое положение округа в значительной мере зависит от производителей нефти и цен на нефть - более 70% всех налоговых доходов поступает от пяти нефтедобывающих компаний. "На финансовую устойчивость округа также может повлиять перераспределение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в пользу федерального правительства. До настоящего момента налоговые платежи за пользование природными ресурсами составляли до 1/3 доходов бюджета округа", - сказала кредитный аналитик Standard & Poor's Елена Окороченко.
Как отмечает S&P, рейтинги ХМАО сдерживаются следующими факторами:
Концентрацией крупнейших налогоплательщиков в нефтяной отрасли, что делает округ зависимым от нестабильных цен на нефть.
Низкой предсказуемостью и гибкостью доходов. Федеральное правительство контролирует и часто изменяет ставки налогов, их виды и пропорции распределения. Финансовое положение округа подвержено риску дальнейших изменений ставки и доли налога на добычу полезных ископаемых.
Некоторой институциональной неопределенностью, вызванной обсуждением возможного слияния округа с Тюменской областью. Однако необходимость достижения политического и общественного консенсуса означает, что подобные изменения возможны только в отдаленном будущем.
Условными обязательствами из-за продолжающихся инвестиций округа в региональную экономику, которые, в свою очередь, базируются на намерении округа повышать диверсификацию и снижать зависимость от нефтяного сектора.
Следующие факторы оказывают поддерживающее влияние на рейтинги:
Очень низкая долговая нагрузка в размере 1% текущих доходов в 2001 г. Хотя округ планирует увеличить уровень долга в будущем, уровень долговой нагрузки останется управляемым. Не ожидается, что он превысит 30% текущих доходов к 2004-2005 гг.
Относительно высокий уровень жизни в округе, находящемся на втором месте в России по уровню ВРП на одного жителя и одном из первых мест по уровню доходов бюджета в расчете на одного жителя. Быстро улучшающаяся социальная инфраструктура и высокие по сравнению со среднероссийским уровни зарплат и пенсий также являются свидетельством относительно высокого уровня благосостояния округа.
Хорошие бюджетные показатели, в частности - средний баланс после вычета текущих расходов за последние четыре года (в размере 14.5%) и средний профицит после вычета капитальных расходов (в размере 3%) .
Компетентная администрация. Администрация ХМАО благоразумно аккумулирует резервы в течение успешных с финансовой точки зрения лет для последующего использования их при возникновении финансовых ограничений. Так, дефицит после капитальных расходов в 2001 г. (7.3% всех доходов) был полностью профинансирован за счет резервов.
"Хотя уровень присвоенного рейтинга предусматривает высокие риски, способность ХМАО наращивать уровень долга, консервативный менеджмент и некоторая финансовая гибкость должны помочь компенсировать возможные финансовые ограничения, которые могут быть вызваны дальнейшим перераспределением налоговых поступлений и продолжающимся колебанием цен на нефть", - отметила Е.Окороченко.