Полная версия  
18+

В.Христенко: Реформирования электроэнергетики требует взвешенной доработки нормативно-правовой базы

Реформирования электроэнергетики требует взвешенной доработки нормативно-правовой базы, которая должна быть завершена до середины 2008 года. сообщил глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко, выступая на заседании правительства, которое в четверг обсуждает ход преобразований в отрасли.

Как говориться в пресс-срелизе к заседанию правительства РФ, к началу-середине 2007 г. планируется завершить окончательное разделение акционерных обществ энергетики и электрификации по видам деятельности. Предпосылкой к этому служит то, что на данный момент завершается этап масштабной реализации проектов реорганизации АО-энерго. Так по состоянию на 1 ноября 2006 г. совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" одобрил проекты реформирования 69 из 72 АО-энерго (из которых, в свою очередь, 50 проектов реализуются по "базовому" варианту и 19 по индивидуальной схеме). Осуществлена государственная регистрация компаний, созданных в результате реформирования 64 АО-энерго. Полностью завершена реализация 59 проектов реформирования.

Важную роль будет играть и расширение в будущем году операционной деятельности оптовых и территориальных генерирующих компаний. Так в частности ОГК будут являться наиболее крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке.

Следует подчеркнуть, что с развитием конкурентных механизмов на оптовом и розничных рынках электрической энергии все большую значимость приобретает эффективность контроля со стороны государства за соблюдением конкурентного законодательства с учетом специфики рассматриваемого рынка.

С этой точки зрения федеральный антимонопольный орган должен будет получить правовой инструментарий, обеспечивающий: выявление и пресечение действий участников рынка, направленных на манипулирование ценами на оптовом рынке; своевременное предупреждение действий субъектов оптового рынка осуществляющих манипулирование ценами во взаимодействии с администратором торговой системы (возможность изменения при формировании торгового графика ценовых заявок участников, занимающих доминирующее положение в определенный момент времени, на заранее установленный уровень цены, например в зависимости от уровня максимально обоснованных экономических расходов станции и т.п.); недопустимость согласованных действий крупных игроков оптового рынка электрической энергии (мощности) с целью установления монопольных цен в определенные часы или в отдельных ценовых зонах во взаимодействии с администратором торговой системы (возможность приостановки торгов, выдача предписаний и т.п.); контроль за вертикальной и горизонтальной интеграцией в электроэнергетической отрасли через: признание неизменности утвержденной правительством Российской Федерации конфигурации ОГК на переходный период; ограничение приобретения группой лиц контроля над ОГК, станции которой находятся в одной зоне с ТГК, контролируемой этой же группой лиц; ограничение приобретения контроля над ОГК топливными компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке соответствующего вида топлива, а также ограничение приобретения ТГК топливными компаниями.

ФАС России в настоящее время разрабатывается порядок установления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии. Данный порядок позволит антимонопольному органу совместно с администратором торговой системы осуществлять мониторинг оптового рынка электроэнергии на предмет выявления случаев манипулирования ценами. Факт манипулирования будет устанавливаться антимонопольным органом в результате анализа полученной от администратора торговой системы информации о сложившихся ценах на электрическую энергию на оптовом рынке.

Федеральной антимонопольной службой 5 июля 2006 г. заключено соглашение с НП "Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии", определяющее порядок взаимодействия обеспечения недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы, контроля соблюдения правил оптового рынка, а также своевременного предупреждения, выявления и (или) пресечения нарушений антимонопольного законодательства на оптовом рынке.

В целях повышения прозрачности и открытости компаний для акционеров и инвесторов, а также повышения ликвидности акций тепловых ОГК предполагается завершить выход ОГК и ТГК на российские и, возможно, зарубежные фондовые рынки посредством реализации программы депозитарных расписок сразу после завершения процесса их формирования. Важной задачей является проведение работы по повышению привлекательности акций ОГК и ТГК для инвесторов, что должно обеспечить включение упомянутых акций в категорию "голубых фишек" российского фондового рынка.

Целевая модель функционирования ОАО "ГидроОГК" предполагает, что после завершения формирования ОАО "ГидроОГК" будет представлять собой операционную компанию, управляющую входящими в ее состав филиалами-гидроэлектростанциями, и осуществлять корпоративное управление в отношении своих дочерних обществ, образованных в целях организации новых видов деятельности (бизнесов) и реализации инвестиционных проектов. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале операционной компании ОАО "ГидроОГК" должна быть обеспечена на уровне не менее 50% + 1 акция.

В целях обеспечения необходимого финансирования инвестиционной программы ОАО "ГидроОГК", а также достижения целевой модели функционирования ОАО "ГидроОГК" как единой операционной компании, в оплату дополнительных акций ОАО "ГидроОГК" Российской Федерацией будут внесены денежные средства. Общий объем необходимых денежных средств составляет около 39 млрд руб. Внесение данных средств позволит ОАО "ГидроОГК" реализовать проекты по модернизации существующих и строительству новых генерирующих мощностей.

При этом, за счет внесения в оплату дополнительных акций ОАО "ГидроОГК" бюджетных средств, а также пакета акций ОАО "ГидроОГК", подлежащего распределению в пользу государства (52.68% от принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций), будет обеспечена доля участия государства в капитале ОАО "ГидроОГК" на контрольном уровне (не менее 50% + 1 голосующая акция).

В целях привлечения инвестиций в ОАО "ГидроОГК", повышения ликвидности акций и акционерной стоимости компании предполагается, что акции ОАО "ГидроОГК" получат доступ к торгам на российских и, возможно, зарубежных (через программы депозитарных расписок) биржевых площадках.

Реформирование в электросетевом комплексе предполагает окончательную консолидацию магистральных (относящихся к единой национальной электрической сети - ЕНЭС) и распределительных сетевых активов региональных энергокомпаний.

Консолидация магистральных сетей в ОАО "ФСК ЕЭС" обусловлена необходимостью: соблюдения требований федерального законодательства, в соответствии с которым распоряжение всем комплексом ЕНЭС должна осуществлять организация по управлению ЕНЭС; формирования единого центра управления магистральными сетевыми активами, государственное регулирование и контроль которого осуществлялся бы на федеральном уровне; введения единых норм функционирования сетей, относящихся к ЕНЭС, и обеспечения равных условий доступа к ним, а также единого качества предоставления сетевых услуг; централизованного управления магистральными сетями, обеспечивающего поддержание на должном уровне системной надежности функционирования электроэнергетики.

В соответствии с действующим законодательством должно произойти дальнейшее увеличение доли государства в уставном капитале ОАО "ФСК ЕЭС" до 75 % + 1 голосующая акция.

Планируется, что наряду с 2007 г. в 2008-2009 гг. будет осуществляться выделение средств федерального бюджета на реализацию приоритетных направлений инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" с внесением данных средств уставный капитал компании.

Кроме того, в соответствии с прорабатываемой в настоящее время концепцией окончательной реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" планируется в ходе реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" предусмотреть механизм увеличения доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС" посредством осуществления продаж пакетов акций тепловых генерирующих компаний, приходящихся на долю государства. Полученные от продаж средства планируется вносить в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС" в целях финансирования дефицита инвестиционной программы компании.

В частности, решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 28.07.2006 г. одобрена продажа около 25.03% акций ОАО "ОГК-5" стратегическому инвестору в целях покрытия инвестиционного дефицита ОАО "ФСК ЕЭС" в 2007 г.

Таким образом, с учетом внесения средств федерального бюджета и средств от продажи акций тепловых генерирующих компаний в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС", а также пакета акций ОАО "ФСК ЕЭС", получаемого государством при реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" (52.68% от принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций), планируется, что доля Российской Федерации в капитале ОАО "ФСК ЕЭС" по итогам реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" будет увеличена до уровня более 75% + 1 голосующая акция, что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе реформирования при разделении АО-энерго по видам деятельности к настоящему времени в большинстве энергосистем созданы распределительные сетевые компании.

В соответствии с концепцией стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 гг. распределительные сетевые компании на этапе межрегиональной интеграции объединяются в холдинговые компании -межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

На 2007 г. запланирован ряд мероприятий по развитию целевой структуры МРСК.

Кроме того, разработана стратегия развития распределительного электросетевого комплекса, предполагающая переход к тарифному регулированию РСК на основе метода RAB (regulated asset base). Реализация этой стратегии потребует, помимо внесения изменений в нормативно-правовую базу тарифного регулирования, увеличения количества МРСК и формирования в конечном итоге нескольких МРСК с сопоставимой величиной активов.

Система тарифного регулирования должна основываться на справедливой рыночной доходности задействованного в сетевом бизнесе капитала и содержать экономические стимулы для повышения надежности и эффективности основной деятельности. Переход на систему регулирования, основанную на справедливой рыночной доходности задействованного в сетевом бизнесе капитала, предполагается осуществлять поэтапно, начиная с 2008 г., с использованием технологии отработки данного метода на определенном количестве пилотных проектов.

Применительно к перспективам деятельности в области оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России планируется активно проводить запуск пилотных проектов на рынке системных услуг.

Создание данного рынка позволит повысить надежность работы ЕЭС экономическими методами и решать задачи по поддержанию постоянного баланса генерации и потребления электроэнергии и надежности передающей сети, обеспечить готовность к устойчивой работе при аварийных нарушениях режима, а также осуществлять контроль за работой энергосистемы.

В качестве первоочередных шагов по развитию балансирующего рынка предполагается осуществить переход к заданию новых диспетчерских графиков до 4 раз в течение суток, обеспечить возможность задания новых диспетчерских графиков до 12 раз в течение суток.

В перспективе системным оператором планируется реализовать переход к одноуровневой внутрисуточной актуализации расчетной модели, повысить качество оперативного прогнозирования потребления и внедрения системы контроля, организовать процесс перевода электростанций на работу по командам диспетчера, получаемым в электронном виде (к концу 2006 г. не менее 90% станций), а также решить проблемы планирования внешних перетоков.

Как и в отношении ОАО ФСК "ЕЭС", планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на доведение доли Российской Федерации в уставном капитал ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС до 75%+1 голосующая акция.

В течение 2007-2008 гг. будут выделены средства федерального бюджета на реализацию инвестиционной программы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", требуемый объем средств федерального бюджета составляет около 5.02 млрд руб. Данные средства будут внесены в оплату дополнительных акций компании в целях реализации проектов ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" по модернизации технологического оборудования на основе современных технологий.

С учетом внесения Российской Федерацией средств в уставный капитал, по итогам реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России", в результате которой государство получит пакет акций ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" равный 52.68% от принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций, доля участия Российской Федерации в капитале ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" будет доведена до законодательно установленного уровня - не менее 75% + 1 голосующая акция.

В части реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" в III-IV кварталах 2007 г. планируется завершить первый этап реформирования ОАО РАО "ЕЭС России", предусматривающий выделение из ОАО РАО "ЕЭС России" ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5".

На втором этапе будут завершены мероприятия по окончательной реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" с обособлением от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры отрасли.

В целях завершения структурных преобразований в электроэнергетике необходимо разработать и утвердить программу мероприятий по реализации окончательной реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России".

Данная программа должна обеспечивать:

1. Определение не позднее 1 квартала 2007 г. ключевых условий реорганизации: схемы и механизма реорганизации, обеспечивающих пропорциональное распределение активов ОАО РАО "ЕЭС России" среди акционеров, увеличение доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС" до уровня не менее 75% + 1 акция и привлечение финансирования для ОАО "ФСК ЕЭС"; полного перечня компаний целевой структуры отрасли и активов, передаваемых на их балансы в процессе реорганизации.

2. Привлечение инвестиций в электроэнергетику, в том числе путем внесения Российской Федерацией денежных средств в уставные капиталы ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО"СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" и размещения дополнительных акций ОГК/ТГК.

3. Внесение в I-II квартале 2007 г. изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации для завершения реформирования электроэнергетической отрасли.

4. Осуществление в I полугодии 2007 г. необходимых мероприятий по подготовке к реорганизации в соответствии с законодательством.

5. Проведение в III квартале 2007 г. общего собрания акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" с вопросом о реорганизации общества.

6. Передачу общесистемных функций, выполняемых в настоящее время ОАО РАО "ЕЭС России" , в адрес органов государственной власти Российской Федерации, инфраструктурных и саморегулируемых организаций, а также компаний целевой структуры отрасли.

7. Завершение во II-III квартале 2008 г. мероприятий по реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" и распределение акций целевых компаний среди акционеров ОАО РАО "ЕЭС России".

Принципиально важным при проведении реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" является соблюдение принципа пропорционального распределения акций созданных компаний среди акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" (в том числе государства), соблюдение прав акционеров.

В результате завершения второго этапа реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" будет сформирована целевая структура отрасли в составе следующих субъектов: ОАО "ФСК ЕЭС"; ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"; ОАО "ГидроОГК"; 6 тепловых ОГК; 14 тепловых ТГК; холдинг МРСК, владеющий пакетами акций созданных межрегиональных распределительных сетевых компаний; холдинг изолированных АО-энерго; холдинг Дальнего Востока.

Планируется, что по итогам завершения структурных преобразований государство будет владеть: более 75% акций в ОАО "ФСК ЕЭС" (с учетом внесения средств федерального бюджета и "государственной" доли акций ОГК/ТГК); более 75% акций в ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (с учетом внесения средств федерального бюджета); более 50% акций в ОАО "ГидроОГК" (с учетом внесения средств федерального бюджета); около 52% акций в Холдинге МРСК, Холдинге Дальнего Востока и изолированных АО-энерго, а также иных компаниях.

При этом государство может полностью выйти из участия в тепловых генерирующих компаниях. (С учетом продажи государственных пакетов акций в ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5").

С учетом реализации вышеизложенных мероприятий, а также преобразований рынка электрической энергии во II-III квартале 2008 г. будет завершен переходный период реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

В части формирования нормативно-правовой базы будет продолжена разработка и согласование проектов нормативных правовых актов, работа над которыми не была завершена в 2006 г., в частности: правил осуществления антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности); правил предоставления услуг по обеспечению системной надежности в электроэнергетике; условий и порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; порядка формирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спора и предложения электрической энергии (мощности), а также долгосрочного прогнозирования дефицита электрической мощности на оптовом и розничных рынках электрической энергии; существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; проекта федерального закона "О теплоснабжении"; основных положений функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии, принятие правил розничных рынков электрической энергии и целевой модели оптового рынка; проекта акта правительства Российской Федерации, определяющий перечень покупателей электрической энергии (мощности), с участием которых в 2006 г. осуществляется торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) на предусмотренных правилами условиях долгосрочных договоров; проекта акта правительства Российской Федерации, определяющий особенности функционирования оптового рынка в переходный период на территориях, которые не объединены в ценовые зоны этого рынка.

Кроме того, необходимо пересмотреть перечень и сроки принятия нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, предусмотренных планом мероприятий по реформированию электроэнергетики Российской Федерации, утвержденным распоряжением правительств Российской Федерации от 27 июня 2003 г., в целях обеспечения урегулирования первоочередных задач возникающих в электроэнергетике с переходом на новые принципы взаимоотношений в отрасли.

Другие новости

14.12.2006
18:00
Уполномоченный орган по проекту "Сахалин-1" утвердил "Дополнение к программе работ и смете расходов по обустройству и добыче" в редакции от декабря 2006 г
14.12.2006
17:46
Oy Karelian Trains Ltd и "РЖД" объявили международный тендер на закупку моторвагонного подвижного состава
14.12.2006
17:30
НП РТС 15 декабря начинает торги на классическом рынке облигациями "НК "Роснефть"
14.12.2006
17:30
Совет директоров "ВымпелКома" утвердил консолидированный бюджет на 2007 г
14.12.2006
17:15
В.Христенко: Реформирования электроэнергетики требует взвешенной доработки нормативно-правовой базы
14.12.2006
17:00
Правительство РФ одобрило меры по совершенствованию управления лесами
14.12.2006
16:55
ММВБ 14 декабря начала размещение облигаций серии 02 ООО "Топ-Книга" общим объемом 1.5 млрд руб
14.12.2006
16:45
ММВБ 14 декабря начала размещение облигаций серии 01 ООО "ТОАП-Финансы" общим объемом 2 млрд руб
14.12.2006
16:41
Число первичных обращений за пособием по безработице в США снизилось за неделю, истекшую 9 декабря, на 20 тыс. до 304 тыс. обращений
Комментарии отключены.