01.02.2005 11:18 |
"Совкомфлот", возможно, до конца года разместит евробонды на сумму от 150 млн долл. до 300 млн долл |
Еще летом прежний гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга предложил продать 40% акций пароходства или его танкерного подразделения на Нью-Йоркской фондовой бирже. А Минэкономразвития привлекло инвестбанк J. P. Morgan в качестве консультанта по возможной приватизации пароходства. Но в октябре новым гендиректором "Совкомфлота" стал экс-министр транспорта Сергей Франк, и планы пароходства изменились.
С.Франк считает идею частичной приватизации "Совкомфлота" "небесспорной". Но, по его словам, пароходству необходим доступ к дополнительным источникам финансирования. С.Франк отмечает, что компания привлекла еще одного консультанта, который поможет ей в мае получить международный кредитный рейтинг. Речь идет об инвестбанке Morgan Stanley. Это подтвердили источники в "Совкомфлоте" и самом банке.
"Кредитный рейтинг получают для выхода на рынок публичных заимствований, - отмечает гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. - Вероятно, "Совкомфлот" готовится к размещению евробондов". Источник, близкий к пароходству, подтверждает, что конечной целью сотрудничества является выпуск еврооблигаций на сумму от 150 млн долл. до 300 млн долл. Их размещение возможно уже до конца нынешнего года, пишет газета "Ведомости".
Д.Скарга не понимает, зачем пароходству размещать евробонды. Он говорит, что сейчас "Совкомфлот" кредитуется у западных банков под залог судов по довольно низким ставкам: около 4-5% годовых. А из-за небывало высоких фрахтовых ставок на счетах "Совкомфлота", по оценке Д.Скарги, должно скопиться порядка 200 млн долл. свободных денежных средств. Источник, близкий к "Совкомфлоту", поясняет, что этих средств хватает для финансирования судостроительной программы "Совкомфлота". На приобретение 19 новых танкеров и газовозов общим дедвейтом 1.5 млн т до конца 2009 г. "Совкомфлот" потратит около 950 млн долл.
Но евробонды понадобятся, если "Совкомфлот" захочет активнее развиваться - заказывать дополнительные суда или приобретать судоходные компании. С.Франк говорит, что с середины 2005 г. фрахтовые ставки скорее всего начнут снижаться, что предоставит "Совкомфлоту" удобную возможность для слияний и поглощений. Он не говорит, какие судоходные компании хотел бы купить. А Д.Скарга рассказывает, что ранее "Совкомфлот" рассматривал возможность приобретения Эстонского и Латвийского морских пароходств, бельгийской Exmar и создания СП с крупной норвежской судоходной компанией Bergessen.
Аналитик ИК "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин отмечает, что до сих пор российские пароходства не выходили на рынок публичных заимствований. Он подчеркивает, что у "Совкомфлота" есть шанс стать заметным игроком не только в транспортировке нефти, но и на растущем рынке перевозок сжиженного газа. "А суда-газовозы наиболее дорогие", - подчеркивает аналитик. Он считает, что, размещая евробонды, "Совкомфлот" может рассчитывать на ставку 6-8% годовых - чуть дороже, чем у банков, зато без залога судов.
"Совкомфлот" входит в двадцатку крупнейших танкерных компаний мира. Эксплуатирует 44 судна, в том числе 32 танкера дедвейтом 3.1 млн т. По предварительным данным за 2004 г., выручка "Совкомфлота" составила 397 млн долл., чистая прибыль - 116 млн долл. 100% акций пароходства принадлежат государству.