МОСКВА, 26 мая (Рейтер) - Массовый выход населения России на фондовый рынок заставил Центробанк учить брокеров выявлять подозрительные клиентские сделки самостоятельно, предупреждать нарушения и ограничивать операции клиентов при необходимости, в то время как задача регулятора - заниматься чисткой финансового рынка на системном уровне, сказал в интервью Рейтер директор департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях.
За время пандемии коронавируса и низких ставок по депозитам приток розничных инвесторов на биржи удвоился - уже более 11 миллионов российских граждан имеют брокерские счета.
"За последние четыре года количество клиентов на Московской бирже ежегодно удваивается. Естественно, кто-то идет туда не только для того, чтобы заработать, но еще и поиграть, получить адреналин. Наша задача - не допустить, чтобы эти игроки влияли на рынок, дестабилизировали его и разрушали", - сказал Лях.
ЦБР совместно с участниками рынка прорабатывает вопросы предупреждения недобросовестных действий на рынке, список которых будет расширяться.
Valeriy Lyakh, head of department for countering markets misconduct at the Russian central bank, looks on during an interview with Reuters in Moscow, Russia May 17, 2021. Picture taken May 17, 2021. REUTERS/Andrey Ostroukh"Чтобы нам потом не приходилось бегать за каждым таким "доморощенным" манипулятором с дубиной и его нейтрализовывать. Объективно говоря, это не задача Банка России как регулятора выявлять нарушающих правила недостаточно грамотных в финансовой сфере людей и за это их наказывать. Наша задача - заниматься чисткой финансового рынка на системном уровне, а не следить за сотнями тысяч счетов физических лиц, которые совершают операции на 5.000-10.000 рублей", - сказал Лях.
По замыслу ЦБР, недобросовестное поведение можно предупредить на уровне брокера при открытии счета клиенту.
"Есть начинающие инвесторы, которые не понимают, какими источниками информации пользоваться, идут в анонимные Telegram-каналы, в какие-то сообщества, объединяются в группы, созданные для разгона котировок. Как правило, брокеры могут это отследить по открытым источникам и предупредить правонарушение", - сказал Лях.
С февраля 2021 года ЦБР уже выявил 4 случая искусственного разгона котировок акций с помощью соцсетей.
Первым был случай с группой из более чем 60 инвесторов, которые координировали свои действия в Telegram-канале и играли на повышение котировок акций МРСК Юга, входящей в Россети.
"Если ты читаешь Telegram-каналы, а там неизвестно кто пишет, что давайте, ребята, вместе купим третий эшелон, и ты ведешься на такой призыв - это твой риск и твоя ответственность. В некоторых случаях эти действия могут повлечь за собой блокировку счета, штраф и так далее", - сказал Лях.
По его словам, существуют настройки программных продуктов, чтобы заставить клиента ознакомиться с необходимой информацией перед загрузкой торгового счета.
"У человека должно быть понимание, чего делать точно нельзя. Когда вы получаете водительские права, вам говорят - нельзя выезжать на встречку, пересекать двойную сплошную. Здесь то же самое: клиент не должен выезжать на встречку. Ты думаешь, там никого нет, проскочу, а на самом деле можешь встретить автобус и случится непоправимое", - сказал он.
Новые расходы для брокеров. ЦБР сказал игрокам, что они сами должны научиться на ранней стадии выявлять подозрительные операции и необычную активность своих клиентов через внутренний мониторинг, и регулятор готов поделиться критериями.
"Допустим, клиент пришел на рынок, а потом привел своих родственников и знакомых. Чтобы понять, не вступил ли он в сговор с этими лицами для манипулирования, нужно отследить ряд критериев. Это могут быть общие контактные данные, телефоны, адреса электронной почты, они могут выходить на связь примерно в одно и то же время, с одного компьютера", - сказал Лях.
"Подозрительная активность может говорить о повышенном риске для брокера от действий таких клиентов".
ЦБР не выпускал конкретные рекомендации для брокеров о построении системы мониторинга подозрительных сделок, поскольку пока идет диалог.
"Мы всех собрали и рассказали, чего хотим добиться и каких действий ждем от участников рынка. ...Мы подчеркнули готовность обсуждать все открыто, сказали, как видим свою работу и что считаем задачей участников рынка в этой области", - сказал Лях.
В прошлом году Центробанк уже призывал кредитные организации выстроить адекватные системы внутреннего контроля для отслеживания подозрительных сделок в автоматическом режиме.
После событий с армией розничных инвесторов платформы Reddit, атаковавшей в начале 2021 года в США крупные фонды, провоцируя short squeeze, Центробанк озаботился предотвращением вовлечения населения РФ в схемы манипулирования рынком через соцсети и активизировал работу с брокерами.
Насколько затратным будет для брокеров внедрение механизмов мониторинга недобросовестных практик, зависит от количества клиентов и объема совершаемых сделок.
"Для небольших компаний вполне приемлемым может оказаться мониторинг сделок сотрудником компании с использованием обычных офисных приложений. Стоимость работы такого сотрудника будет определять его заработная плата и стоимость рабочего места с необходимым оборудованием. В год это может достигать от 1 до 2 миллионов рублей", - сказал Антон Савушкин, вице-президент НАУФОР, представляющей интересы брокерского сообщества.
С ростом количества клиентов и объема сделок можно приобрести автоматизированные программные комплексы, позволяющие сэкономить на ресурсах и снизить риски человеческого фактора, такие продукты российских IT-компаний будут стоить 2-3 миллиона рублей, зарубежных - на порядок дороже, добавил он.
"Мы понимаем, что реакция брокера зависит от его масштаба и ресурсов. Крупные компании могут себе позволить автоматизированные решения, самостоятельные разработки, мелкие – нет. Раньше мы разрабатывали для участников рынка и передавали им критерии манипулирования. Мы и сейчас готовы делать это", - сказал Лях.
При этом ЦБР не готов делиться с брокерами всеми своими наработками, построенными на отслеживании биржевых данных, потому что регулятор видит всех участников рынка, а профучастник - только свою сторону сделки.
"Но системы внутреннего контроля брокеров будут автоматизироваться все больше, и мы ждем от участников рынка совместной работы", - сказал Лях.
https://www.finam.ru/analysis/newsitem/ne-peres...